[Главная] [Очерки] [Журнал]

6. Вера и суеверие в науке.

«Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии» (А. Эйнштейн). И учёный, не верующий в Бога, на наш взгляд рискует разорвать наследственную связь с этим источником и погрязнуть в суеверии. Примером такого финала, по-видимому, и является виртуальная модель Вселенной, демонстрирующая веру в сверхъестественные свойства пустоты.

В одном из современных продуктов виртуальной физики читаем: «Можно уверенно сказать, что у Вселенной в целом, благодаря сложнейшей структуре физического вакуума, есть ряд признаков системы, способной к самопознанию. Не исключено, что Вселенная как система не только самоорганизована, но жива, и даже разумна вследствие наличия в ней активного элемента (вакуума), способного функционировать в режиме, свойственном Разуму». И далее следует откровенное признание: «то, что происходит в фундаментальной науке, есть часть общечеловеческой программы поиска Бога» [1].

Как видим, налицо старая как мир идея (грубый плагиат), опирающаяся не на веру в абсолют, но на абсолютное знание. То есть на то, что по определению не может быть абсолютным. Знание, как нам давным-давно известно, развивается от одного неполного, а подчас и ложного представления к другому, поэтому в абсолют нам остаётся только верить. . В прошлом веке Бернард Шоу сформулировал это так: «Наука всегда не права: она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом с десяток новых». У него же находим другое важное для нас наблюдение: «Ложное знание хуже невежества».

Ибо предлагаемая обществу новая или «научная» антирелигия фактически лишает человека духовного начала, составляющего квинтэссенцию всякого истинного религиозного учения. В «Слове пастыря» [2] от митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла читаем: «Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки. Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие. Ибо это есть предмет веры. Вера отличается от знания. Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. И потому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Услышанное слово также не является предметом веры, но становится предметом знания. Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств.

В своем «Катехизисе» святитель Московский Филарет замечает, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Действительно, вера может быть основана на логическом мышлении. Например, мне с точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной является Разум. Я не могу поверить в то, что в основе гармоничного и прекрасного мира лежит неразумное начало, некая вечно изменяющаяся материя, способная преобразовывать самое себя из простого в сложное, из неживого в живое, из неразумного в разумное. Моя логика исключает веру в такое происхождение мира. И это совершается на уровне мышления.

Человек способен логически прийти к идее Бога, открыть для себя Творца, но это открытие еще не будет верой. Идея Бога, возникшая в сознании, должна вызвать перемену духа, укорениться в душе человека не только на уровне разума, но и в сердце. Вера и есть особое состояние души. Она принадлежит внутренней духовной жизни человека, человеческому сердцу».

В качестве заключения автор осмеливается на банальный призыв к учёным мужам-физикам: «Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева, называемого культурой. Не гоже пилить ни свою, ни другие ветви этого дерева. Берегите природу!»

 КОММЕНТАРИИ (укажите свой возраст и род занятий)

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Н. Латыпов, В. А. Бейлин, Г. М. Верешков. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная.– М.: Изд-во МГУ, 2001.

2. Официальный сайт Московского патриархата: www.mospat.ru/index.php?mid=339

 

< НАЗАД] [Главная] [Очерки] [Журнал] [НАЧАЛО >

Хостинг от uCoz