Очерк 6.
Электродинамика Максвелла
7.1. Состояние вопроса и постановка задачи 7.3. Теплота, внутренняя энергия и энтальпия газа 7.4. Температура, давление и уравнение состояния газа 7.5. Первое начало термодинамики 7.7. Второе начало термодинамики 7.8. Статистическое толкование энтропии 7.9. Термодинамические процессы 7.11. Эффективность преобразования теплоты Пример 7.1. Атмосферный двигатель
Очерк 8. Макроскопическая природа трения
|
[Главная][Презентация][Очерки][Статьи][Брошюра][Изобретения][Мой архив] 7.11. Эффективность преобразования теплоты Из соотношения (7.16) следует: dQ = RdT, т.е. теплообмен возможен исключительно при наличии перепада температур; при наличии перепада скоростей или давлений согласно (7.6) и (7.13) происходит обмен внутренней энергией. Это и определяет, в частности, возможности получения работы в тепловых, ветряных и использующих сжатый газ двигателях (моторах).
На
основании баланса энергии (7.22) можно составить общее выражение для
термического КПД цикла, характеризующего эффективность превращения теплоты в
механическую работу в тепловом двигателе Как видим, он тем больше, чем меньше относительная доля потерь теплоты в охладителе, под которым мы будем далее иметь в виду окружающую среду.
Пусть
теплота подводится к газу при среднеинтегральной температуре
Ŧ1 =
Q1 /DS
(рис.
7.6),
где
DS
=
Sb
–
Sa
,
а отводится при среднеинтегральной температуре
Ŧ0 =
Q0
/DS.
Используя
баланс энтропии (7.23), для рассматриваемого случая имеем: Это выражение довольно сложным путём впервые было получено Клаузиусом для оценки предельной эффективности идеализированного термодинамического цикла в заданном интервале температур T0…T1 (цикл Карно). Цикл изображён сплошными линиями на рис. 7.6 в координатах T-S и представляет собой комбинацию двух изотерм (квазитерм по нашей терминологии) и двух адиабат, включая следующие процессы: сжатие по адиабате ac, подвод теплоты по изотерме cz, расширение по адиабате zb и отвод теплоты по изотерме ba. Площадь прямоугольной фигуры aczba на рисунке характеризует количественно преобразованную в работу теплоту, которая для идеализированного цикла Карно является максимально достижимой. Реальные циклы преобразуют теплоту в работу менее эффективно. Об этом можно судить по тому же рис. 7.6: изображённая на нём пунктирной линией фигура adzea цикла Отто имеет существенно меньшую площадь по сравнению с циклом Карно. Видно также, что повысить эффективность традиционного бензинового двигателя внутреннего сгорания можно за счёт «освоения» затенённых площадей dczd и aeba на TS-диаграмме. Первое обеспечивается при повышении степени сжатия воздуха в цилиндре двигателя (участок dc на диаграмме) и организации регулируемого процесса сгорания (участок cz), второе — при утилизации теплоты отработавших газов. Эти два способа и реализуются сегодня на практике. [Главная][Презентация][Очерки][Статьи][Брошюра][Изобретения][Мой архив] |